Zl (andriyko) wrote,
Zl
andriyko

Category:
  • Music:

Проблема продажи белого слона - Saliera



От моего внимания каким-то образом скрылась приятная новость о поимке грабителя и возвращении в Венский музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum Vienna) знаменитой Салиеры работы Бенвенуто Челлини, хоть я пытался следить за этой выдающейся авантюрой из хроник артнеппинга, счастливо прерванной 21 января с.г.

Салиера - ничто иное как солонка. Однако это не просто солонка, это, пожалуй, самая известная и дорогая солонка в мире, стоимость которой колеблется по разным оценкам от 50 до 60 миллионов евро. Существует мнение, что это вообще самый известный предмет декоративно-прикладного искусства в мире.



Изумительной красоты скульптура, где подле самой маленькой солонки восседают Нептун и Терра в окружении нереид, нимф и животных, изготовленная Челлини в течение трех лет, с 1540 по 1543, из литого золота с эмалью для французского короля Франциска I по просьбе кардинала Ипполита д'Эсте, привела монарха в благоговейный восторг. По сути, именно с этой самостоятельной работы берет начало всеобщее признание будущего автора "Нарцисса", "Персея", "Ганимеда" и "Нимфы Фонтенбло", выставленных ныне в Лувре.

Салиера хранилась в венском Kunsthistoriches Museum и была похищена в мае 2003 года удивительно дерзким образом благодаря выдающемуся идиотизму охранников. Грабитель забрался вверх по строительным лесам, окружавшим музей, и в 4 часа ночи, разбив окно, похитил солонку за каких-то 40 секунд. Сонные охранники приняли раздавшийся сигнал тревоги за ложный, а пропажу обнаружила уборщица лишь четыре часа спустя.

Однако кража всемирно известных произведений искусства таит в себе сложность, не связанную с преодолением систем сигнализации и преследованием вооруженной до зубов полиции: их невозможно продать за хотя бы приближенную к настоящей цену, разве что какому-нибудь мифическому доктору Ноу. Поэтому, помимо использования украденных шедевров в качестве залога или даже средства расчета между преступными группировками, чаще всего грабители через некоторое время прибегают к переговорам с законным владельцем. Точнее, ожидают, пока тот сам или страховые компании выйдут к ним с соответствующим предложением. Уплата выкупа не афишируется, хотя бы потому что в большинстве стран запрещена законом, поэтому формально сумма выкупа уплачивается как вознаграждение детективу или посреднику, который и улаживает дальнейшие вопросы.

Случай с Салиерой интересен тем, что здесь очевидно действовал диллетант. Выждав два с половиной года, грабитель сначала отправил некому сотруднику музея смс, потребовав 10 миллионов евро выкупа, а после для убедительности подбросил трезубец Нептуна. Полиция каким-то образом умудрилась вычислить IMEI телефона, а потом прошерстить записи камер наблюдения в магазинах, где этот аппарат был продан.




Парень, изображенный на фото, оказалось, в свое время был приглашенным сотрудником музея. По словам знавших его, коллекционировал предметы искусства. Будучи пойман и изобличен, он почти сразу же согласился сотрудничать с полицией и показал место в лесу, где в деревянном ящике была зарыта Салиера. Благодаря заботам похитителя солонка-шедевр практически не пострадала.

Поводов съездить в Вену стало на один больше.


Некоторые материалы по теме:
http://www.timesonline.co.uk/article/0,,2089-2004591,00.html
http://www.guardian.co.uk/comment/story/0,3604,1692748,00.html
http://www.salzburg.com/sn/nachrichten/artikel/1932849.html
Tags: artnapping, cellini, saliera
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments