?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Большинству из вас, думаю, хорошо знакома современная классика жанра хоррор - трилогия Уэса Крэйвена "Крик". Впрочем, возможно, не все хорошо представляют, откуда взялась идея маски неуловимого убийцы-призрака. И вряд ли эта задача оказалась бы простой, если бы картина, положившая начало экспрессионизма в современной живописи, не носила то же название - "Крик".

Ее автор Эдвард Мунк (Edvard Munch, 1863 - 1944) без сомнения может считаться самым известным норвежским художником и как основоположник целого стиля, и, как сказали бы теперь, желая вызвать мое искреннее раздражение, культовая фигура. Был плодовит: оставил после себя около 1100 живописных и 18000 графических работ, а также 4500 акварелей и рисунков, 90 томов набросков, которые завещал общине Осло. Одновременно с юным Пикассо Мунк выставлялся вместе с ван Гогом, Гогеном, Сезанном на пике их славы, поражал своими вычурными кутежами, долгое время лечился от разных пагубных пристрастий, например, от алкоголизма. Проведя много лет в Германии, где к нему впервые пришел успех, уже на склоне своей жизни, когда немцы оккупировали Норвегию, наотрез отказался от любого сотрудничества с немецкими и доморощенными наци.




"Картина" написана в 1893 году, причем автор был настолько поражен увиденным им на закате, когда небо покраснело, как кровь, и в нем заплясали огненные языки, а сам он "...ощутил бесконечный крик, пронизывающий все естество", что нарисовал целых четыре ее версии. Одна из них - литография, и я нахожу этот вариант наиболее сильно передающим темперамент художника.






Итак, в живописи тоже существуют "Крик-1", "Крик-2" и "Крик-3". Впрочем, здесь вы можете влезть в шкуру автора и раскрасить набросок на свой лад, внеся свою лепту в глумление над искусством.


22 августа 2004 года одна из версий картины была похищена из Музея Мунка (Munch-Museet) вместе с еще одной картиной из серии "Фриз (бордюр) жизни" - "Мадонной". Случилось ничто иное, как наглое вооруженное ограбление на суму эдак в 60-75 миллионов долларов. И это стало возможно только из-за никуда не годной системы безопасности в музее. Так, например, сами картины не были защищены - они просто висели на стене - преступникам достаточно было лишь перерубить шнуры. Никакой сигнализации не было и в помине. Поэтому, когда преступники в масках наставили выхватили пистолеты, охранники были более озабочены безопасностью посетителей, нежели картин.



© Схема BBC, 2004

1 - двое вооруженных мужчин вошли через кафе музея;
2 - один из них берет на мушку посетителей и сотрудников музея;
3 - второй направляется в галерею и срывает со стен "Крик" и "Мадонну" в рамах;
4 - грабители скрываются на чёрном ауди.




До сих пор никаких требований о выкупе не поступало, и, несмотря на активную работу полиции, предъявление, наконец, обвинения шестерым подозреваемым, поиски остаются тщетными. Известно лишь, что Музей Мунка истратил около 7 миллионов долларов на усовершенствование систем сигнализации, вновь открывшись лишь через восемь месяцев после ограбления. Такие затраты на безопасность не удивительны перед лицом уже понесенных потерь: помимо выдающейся художественной ценности картина еще и не была застрахована от кражи. По всей вероятности - именно из-за отвратительного уровня охраны музея до ограбления.


Другой версии того же "Крика", считающейся еще более значительной, повезло больше. Расчет преступников был удивительно тонок: Норвегия - маленькая страна, и было понятно, что открытие Олимпийских игр в Лиллехаммере 12 февраля 1994 отвлечет практически все силы правопорядка, что позволит преступникам с легкостью скрыться. Тревога в Национальной галерее (Nasjonalgalleriet) Осло сработала в 6-30 вечера. Тем не менее, прибывшая на место происшествия полиция не обнаружила ничего, кроме записки со словами "Тысяча благодарностей за плохую охрану!". И действительно, незадолго до кражи картину перенесли со второго на хуже оборудованный первый этаж, где вся операция потребовала от грабителей только разбить окно и срезать картину с демонстрационных тросов. Считается, что и она не была застрахована.

Тем не менее, благодаря слаженной работе норвежской полиции и британских арт-детективов, включая таких зубров, как Тони Расселл (Tony Russell) и Чарльз Хилл (Charles Hill), случайной находке фрагмента рамы на заброшенной автобусной остановке и, вне всякого сомнения, откровенному выпендрежу одного из грабителей, уже в мае того же года картину удалось вернуть в музей невредимой.

Есть одно милое обстоятельство: первыми кражей попытались воспользоваться противники абортов, потребовали выполнения каких-то там своих требований в обмен на возврат картины. Но им, конечно, никто не поверил.

Одним из похитителей оказался некто Пал Энгер (Paal Enger). И без того будучи в круге пристрастного внимания ввиду почти маниакального пристрастия к творчеству Мунка (в 1988 году он украл его картину "Вампир") Энгер усилил лишь подозрения тем, что опубликовал в газете объявление о рождении сына - "med et Skrik" - с криком. Отсидев шесть лет с половиной лет, он стал арт-дилером и в 2001 году купил своего первого легального Мунка, что, впрочем, не помешало многим связать его имя с ограблением музея в 2004 году.

Забавно, что в 80-х Энгер совмещал арт-грабеж с карьерой профессионального футболиста в клубе "Валеренга". Таким образом, кражу "Крика" в 1994 году можно обоснованно считать самым скандальным выступлением представителя летнего вида спорта на зимних Олимпийских играх.


Интересно, попытаются ли учудить что-то в том же роде завтра в Италии, когда в Турине откроются очередные зимние Олимпийские игры?

P.S. Ввиду все той же проблемы "продажи белого слона" небезосновательно предполагается, что обе кражи работ Мунка были хорошо спланированными акциями по отвлечению сил полиции: пока все были заняты поиском шедевров гангстеры с небывалой легкостью грабили банки и скрывались быстрее, чем кто-либо мог отреагировать.


Рекомендуемая, в том числе и автору, литература:
Edvard Munch: Behind the Scream, by Sue Prideaux. Yale University Press, 2005 - 391 p. ISBN: 0300110243

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
mcstrick
Feb. 10th, 2006 04:26 pm (UTC)
Цікаво написав)
andriyko
Feb. 11th, 2006 03:24 pm (UTC)
Спеціально для тебе наступна артнепінг-сторі буде irish-connected. Ти ж мабуть чув у Дубліні, хто такий Генерал?
mcstrick
Feb. 13th, 2006 08:14 am (UTC)
Ображаєш?))) Звісно) Мартін Кехілл. Його вбили якраз на мій ДР) 18 серпня 1994 року)
andriyko
Feb. 15th, 2006 12:46 am (UTC)
Хе-хе. Ну, чекай тоді наступної оповідки, бо той пан теж рясно відзначився на стежці експроприації духовних скарбів.
angry4ip
Feb. 11th, 2006 10:36 am (UTC)
радует, что в этом мире есть ещё люди, которых волнует что то действительно интерессное.(в это месте должно быть написано что то наподобе "зачот")
сценарий отличный вышел бы для фильма.
и если б, к примеру, рассеяне, вложили кучу лавешки не в гамно типа "дозоров" и "рот", можно было бы снять отличный муви. и для личностей понимающих, и простая быдлота бы тоже смотрела, открывши рота.
andriyko
Feb. 15th, 2006 12:45 am (UTC)
Вот надо Саву поднять на арт-детективный сценарий :)
zozula
Feb. 12th, 2006 11:49 am (UTC)
ух, молодец! может, писать арт-детективы у тебя получилось бы лучше Брауна и Перес-Реверте ))
andriyko
Feb. 15th, 2006 12:44 am (UTC)
Наша цель - Умберто Эко :)
Браун - то не ориентир.
zozula
Feb. 15th, 2006 08:39 am (UTC)
а то )) я вообще давно не читала хороших триллеров... подруга хвалит Патрика Макграта. мо' посоветуешь что-то?
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Exchange Rates

My blog has planted an oak tree.

counter

Рейтинг блогов




Погода в Києві
Powered by LiveJournal.com