Суд, мотивируя свое решение, в частности отметил:
"Нагородження державними нагородами може бути проведено посмертно (частина 3 статті 5 розділу І Закону України Про державні нагороди України). Статтею 6 цього Закону визначено, що вищим ступенем відзнаки в Україні є звання Герой України. Звання Герой України присвоюється громадянам України за здійснення визначного геройського вчинку або визначного трудового досягнення. Ця норма є спеціальною щодо звання Герой України тому підлягає переважному застосуванню перед загальними положеннями розділу І Закону.
З аналізу зазначеної норми вбачається, що вона містить імперативний припис відносно правового статусу особи, яка нагороджується – вона обов’язково повинна бути громадянином України.
Україна як незалежна демократична держава проголошена 24 серпня 1991 року, згідно із Постановою Верховної Ради Української РСР від 24 серпня 1991 року №1427-ХІІ.
Питання громадянства України регулюються Конституцією України, Законом України „Про громадянство України” та іншими законодавчими актами. Підстави набуття громадянства України наведені у статті 2 Закону України „Про громадянство України” у редакції Закону від 8 жовтня 1991 року N 1636-XII та статті 3 у редакції Закону від 18 січня 2001 року N 2235-III. З вказаних норм Законів випливає, що набуття громадянства України є можливим з 1991 року. Отже, особи, що померли до цього року не можуть бути громадянами України".
То есть, известная фабула: не был гражданином Украины, значит, Героем быть не может. И наоборот: чтобы стать Героем, нужно быть гражданином. Намеренно не касаюсь вопроса о других людях, умерших до 24 августа 1991 года, но ставших Героями. Оставляю в стороне вопрос о том, были ли хоть как-то нарушены права истца спорным Указом. Хочу лишь остановиться вот на чем:
Но Закон "О государственных наградах Украины" говорит нам о том, что государственные награды, в том числе звание Героя Украины, могут присваиваться посмертно, то есть в любом случае - уже не гражданину Украины? Вторит ему и Указ Президента № 1114/2002 "О звании Герой Украины" от 2 декабря 2002 года (пункт 6 Статута звания Герой Украины).
И здесь существует нюанс. Законодатель не указал, что удостоенным звания может быть лицо, находившееся на момент совершения поощряемого действия в украинском гражданстве. Он указал таковым гражданина Украины. Покойник, как мы выяснили выше, не может быть гражданином. Но, тем не менее, посмертное награждение допускается. Я бы сказал: при таком положении дел законодательство содержит специальную норму именно в отношении умерших лиц, а не граждан Украины. Поскольку посмертное присвоение звания допускается, нельзя требовать от подобных удостоенных гражданства - им даже нечем будет его подтвердить (см. ст. 10 Закона "О гражданстве Украины"). Да и не могут они этого сделать, ведь их попросту нет на белом свете. Поэтому было ли у посмертно удостоенного украинское гражданство, не было ли - в подобном случае никакого значения не имеет.
Еще раз: покойник в принципе не имеет никакого гражданства, поэтому посмертно Героем Украины может быть кто угодно, независимо от того, какое гражданство/подданство имел при жизни.
Но, только было многие воодушевились, дойдя до этих строк, как тут же вынужден их подготовить к новым испытаниям, процитировав пункт 7 Статута звания Герой Украины:
"Звание Герой Украины не присваивается за заслуги, имевшие место в прошлом и не связанные со становлением и развитием независимой Украины".
Эта формулировка допускает и вульгарное толкование, когда не связанным со становлением и развитием независимой Украины назовут все, что имело место до 24 августа 1991 года. А украинские суды очень любят вульгарное толкование, они на нем стоят, поскольку оно не требует интеллектуальных усилий и всегда оставляет широкий простор для лавирования, угодливого или корыстолюбивого. Вариант для данного случая: мол, не было тогда, при Бандере, независимой Украины, не было и становления. Хотя, с моей (и думаю - правильной) точки зрения, становление - это и возникновение, формирование. Нормальное системное толкование должно исходить из установления причинно-следственных связей между "делами славных прошлых лет" и становлением, развитием Украины. Тут уж не обойтись без исследования деятельности С. Бандеры и степени ее влияния на нашу действительность, чего так хотел бы избежать суд:
"...надання оцінки діяльності Бандери С.А. у контексті підстав для відзнаки його званням „Герой України” не належить до повноважень суду, а знаходиться виключно у компетенції особи, яка прийняла рішення про його нагородження. Суд може перевіряти це рішення тільки на предмет його відповідності законодавству України".